Все имеет свое начало и свой конец. Точно так же как люди нации и этносы живут, развиваются, болеют, стареют и умирают. Теория пассионарности Льва Гумилева описывает общее состояние государств как набор людей входящих в свои нации и этносы которые развиваются по общим законам присущим человеку и государству.
Практическая ценность теории пассионарности Льва Гумилева применительно к государствам состоим именно в том что энергия и активность государства изменяется под влиянием внешних факторов (воен, эпидемий и стихийных бедствий) довольно таки слабо.
Пассионарность деформируется и изменяется с течением времени очень слабо однако критические моменты в истории общества или если проще — государства могут не просто изменить пассионарность государства а сломать его.
Таких примеров в истории очень и очень много. Так пассионарность Киевской Руси была сломлена в свое время набегом и разорением страны кочевыми племенами. После слома пассионарности Киевской Руси она исчезла, став частью Польши и Литвы как Речи Посполитой. И только в 20 веке Киевская Русь смогла возродиться в независимой Украине, однако это уже была практически другая пассионарность.
Пассионарность Чехии получила сильнейший удар во времена Гуситских войн и к 20 му веку она упала практически до нуля. Оккупация Чехии немцами которая прошла практически без сопротивления чешского этноса тому пример.
В свою очередь хребет пассионарности Германии был сломлен в 1945 году, когда ведомый фюрером немецкий народ лишился пассионарности из-за огромных потерь ее носителей.
Царская россия получила в двадцатом веке три сильнейших удара по своей пассионарности — это первая мировая война переросшая в гражданскую, это великая отечественная война 1941-45 г.г. и развал СССР.
В результате последнего события на территории Российской Федерации путем мутации пассионарности возникло новое агрессивное сообщество которое выплескивает свою пассионарность ведя войны против окружающих ее стран.
Заглянув в недалекую историю можно увидеть как Великая Франция начала слом своей пассионарности из-за внешней агрессии Наполеона в 1812 году а также в конце этого века во время франко-прусских войн.
К началу первой мировой войны пассионарность Франции уже была существенно надломлена что и продемонстрировали события начала второй мировой войны когда Франция фактически сдалась на милость более активных на то время немцев.
Перейдем к рассмотрению теории пассионарности Льва Гумилева как общей картины развития государства и общества без привязки к конкретным странам и событиям. Итак, в чем суть теории пассионарности Льва Гумилева ?
Суть теории пассионарности Льва Гумилева:
1. Пассионарность:
- Центральное понятие теории — пассионарность. Это мера внутренней энергии системы, определяющая ее стремление к изменению окружающей среды и саморазвитию.
- Пассионарность выражается в активности людей, их стремлении к творчеству, открытиям, преобразованиям.
- Она неравномерно распределена в пространстве и времени, создавая пульсации этнического поля.
2. Этнос:
- Гумилев определяет этнос как систему людей, объединенных не только общим происхождением, но и сходной пассионарностью.
- Развитие этноса проходит через фазы, связанные с подъемом и спадом пассионарности:
- Инкубационный период: низкий уровень пассионарности, формирование стереотипов поведения.
- Взлет: рост пассионарности, активность, экспансия.
- Акматический период: пик пассионарности, расцвет культуры.
- Спад: снижение пассионарности, ассимиляция, распад этноса.
- Угасание: исчезновение этноса.
3. Законы этногенеза:
- Гумилев выделяет законы, управляющие развитием этносов:
- Закон инерции: этнос стремится сохранить свою пассионарность на исходном уровне.
- Закон волны: пассионарность этноса меняется во времени по волнообразному закону.
- Закон истощения: при достижении пика пассионарность этноса неизбежно снижается.
- Закон перемещения пульсации: пульсация этнического поля перемещается в пространстве.
4. Значение теории:
- Теория пассионарности дает оригинальный взгляд на закономерности исторического процесса.
- Она позволяет объяснить взлеты и падения цивилизаций, миграции народов, образование и распад империй.
- Несмотря на критику, теория остается актуальной и стимулирует исследования в области этногенеза.
Важно отметить:
- Теория пассионарности не является общепринятой и имеет своих критиков.
- Она не учитывает влияние социальных, экономических и других факторов на ход истории.
- Однако, она представляет собой ценный вклад в изучение закономерностей развития этносов.
Что такое пассионарность стран, этносов и народов
Пассионарность как концепция относится к степени страстности, эмоциональности и энергичности, проявляемой в действиях, культуре и общественной жизни. Она может проявляться на уровне отдельных людей, групп, обществ или даже стран и этносов.
В контексте стран и этносов пассионарность может выражаться различными способами, включая:
- Культурная пассионарность: Некоторые страны и этносы славятся своими страстями к искусству, музыке, танцам, литературе и другим формам культурного выражения. Например, Италия известна своими страстными оперными исполнениями и пышными художественными традициями.
- Религиозная пассионарность: В некоторых странах и среди некоторых этносов религия играет важную роль, и пассионарные проявления веры могут быть очень выраженными. Например, страны Латинской Америки известны своими страстными религиозными празднествами, такими как карнавалы и процессии в честь святых.
- Политическая пассионарность: В ряде стран политика может стать объектом страстного увлечения и даже вожделения. Это может проявляться в интенсивных политических дебатах, массовых протестах или даже политических движениях, которые сопровождаются эмоциональными выражениями.
- Спортивная пассионарность: Многие страны и этносы проявляют страсть к спорту. Это может проявляться в сильной поддержке местных спортивных команд, энтузиазме болельщиков на стадионах или в организации массовых спортивных мероприятий.
- Экономическая пассионарность: В некоторых странах и культурах экономическая активность может стать объектом страстей, особенно в контексте предпринимательства и инноваций. Например, некоторые регионы, такие как Силиконовая долина в США, славятся своим предпринимательским энтузиазмом и страстью к технологическим инновациям.
Конечно, степень пассионарности может сильно варьировать в зависимости от культурных, исторических и социальных факторов, и не все страны и этносы проявляют ее в одинаковой степени.